ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «СЕРДЦЕМ ПРИКОСНИСЬ К ИСТОРИИ»
Общие положения.
Школьный музей создается на базе МБОУ Маньково-Березовской СОШ Милютинского района Ростовской области.
Полное наименование «просветительско – краеведческий музей». Сокращенное наименование «музей».
Объединение осуществляет свою деятельность с настоящим уставом.
Срок деятельности музея неограничен.
Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных экспозиций, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В настоящее время музей имеет 1 комнату.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.
Предмет, цели и виды деятельности.
Предметом деятельности музея является сбор, учет, хранение и демонстрация экспонатов; разработка и реализация программ, проектов;
организация культурно - досуговых, интеллектуальных, творческих, познавательных, просветительских мероприятий для детей, молодежи;
Цель создания музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Цель музейной деятельности: формирование и развитие у подрастающего поколения гражданского и патриотического сознания, активной жизненной позиции, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей малой Родины.
Роль музея: музей должен стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатором патриотического воспитания, связующей нитью между школой и другими общественными организациями.
Задачи школьного музея.
Участие в реализации регионального компонента в образовании.
Развитие интереса к истории Милютинского района и Ростовской области через краеведческую деятельность.
Воспитание патриотического сознания школьников.
Повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи.
Формирование гражданской позиции.
Формирование ценностного отношения к себе, семье, школе, селу, обществу. Организация досуга школьников.
Организация активной экскурсионно – массовой работы с обучающимися и населением села.
Основные принципы организации и деятельности музея.
Организация музея строится на принципах:
*рассмотрения предметов и явлений в их взаимосвязи;
*оценки явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе;
*изучении истории в свете современности;
*приоритета общечеловеческих ценностей, интересов детей и молодежи;
*гражданственности, гуманизма, милосердия, патриотизма и интернационализма.
Принципы работы музея:
* систематическая связь с уроками, со всем учебно – воспитательным процессом;
*проведение научного и учебно – исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея; *использование в учебно – воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, поисковой и проектной деятельности;
*опора музейной деятельности на предметные кружки, факультативы, элективные курсы;
*самостоятельность, творческая инициатива обучающихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея; *помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда; *связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
*обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея, учет, правильное хранение и экспонирование материалов.
Организация музея.
Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково – исследовательской и собирательной работы школьников и взрослого населения и возможно при наличии:
*актива обучающихся, способного осуществлять поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
*руководителя – педагога и при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива;
*собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля; *экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия для их показа;
*профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций.
Вопрос об открытии школьного музея решается педагогическим советом, ученическим советом и оформляется приказом директора школы.
Функции музея.
Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.
Развитие детского самоуправления.
Документирование истории, культуры школы, ее развития путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.
Структура, компетенция и порядок образования органов управления музея.
Руководящим органом является: Совет музея.
Педагогическое руководство работой актива осуществляет учитель, назначенный приказом директора школы. К компетенции Совета музея относятся следующие вопросы:
обеспечение достижения целей и выполнения задач, в интересах которых создан музей; определение приоритетных направлений деятельности музея; учет фондов в инвентарной книге, обеспечение сохранности музейных предметов; создание и обновление экспозиций, выставок.
Заседания Совета музея проводятся не реже одного раза в четверть. Заседание считается правомочным, если в его работе принимает участие более половины членов Совета. Решение заседания принимается единогласно или большинством голосов присутствующих на собрании.
В промежутках между заседаниями Совет выполняет повседневные обязанности.
Членами Совета могут быть обучающиеся, достигшие возраста 13 лет.
Члены Совета имеют право:
участвовать во всех мероприятиях Совета;
выражать и отстаивать интересы музея;
выносить на рассмотрение Совета предложения по развитию музея.
Члены Совета обязаны:
строить свою деятельность в соответствии с целями музея;
пропагандировать деятельность музея в соответствии с его целями;
информировать о проводимых в музее делах;
готовить экскурсоводов, лекторов.
Учет и обеспечение охраны фондов.
Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной директором школы. Ответственность за организацию и сохранность фондов музея несет директор школы.
В случае прекращения деятельности музея все подлинные материалы должны быть возвращены дарителям или переданы в государственный музей.